На втором этапе акцент может быть сделан на продвижение продукции казахстанских экспортеров на мировой рынок, т.е. на повышение конкурентоспособности национальной экономики. Этот этап наступает, когда страна достигает макроэкономической и финансовой стабильности и начинает осуществлять инвестиции в производство.
В прошедшие годы основным содержанием внешнеэкономической политики Казахстана стала либерализация внешнеэкономической деятельности.
До 1993 г. вся внутренняя, межреспубликанская и внешняя торговля регулировалась системой государственных заказов. Экспортные лицензии и квоты распространялись почти на 200 наименований товаров, включая все энергетические ресурсы, черные и цветные металлы, продукты питания, зерно, строительные материалы, широкий спектр промышленных и потребительских товаров. Экспорт стратегических товаров осуществлялся только через монопольные внешнеэкономические структуры. Практически вся торговля со странами бывшего СССР регулировалась двусторонними межправительственными соглашениями и проводилась на клиринговой основе.
Первый значительный шаг в либерализации внешнеэкономической деятельности был сделан в 1992- 1993 г. внешнеэкономические операции в основном регулировались через систему государственных заказов, а экспорт стратегических товаров находился под монопольным контролем государства. Таможенная служба республики в этот период находилась на стадии формирования, и по объективным причинам, официальная таможенная статистика не велась. Характерной чертой торговых отношений этого периода являлась значительная доля бартерных сделок, прежде всего, между предприятиями стран СНГ, в силу отсутствия у них достаточного объема собственных финансовых средств.
Число квот было сокращено до 34 наименований, а лицензий - до 61 наименования. Были введены аукционы по продаже экспортных квот и лицензий. Объем межреспубликанской торговли по межправительственными соглашениями сократился на 60%, а систему государственного заказа, обеспечивавшую выполнение соглашений, сменила система государственных закупок, которая более полно отвечала рыночным условиям и формировалась на основе договорных цен. В то же время для выравнивания внутренних и внешних цен на экспортную продукцию были введены экспортные налоги на 145 видов, уплачивавшиеся в твердой валюте, в размере до 30 процентов. Средний размер экспортных налогов составлял 15%. Импортные лицензии распространялись на 5 наименований продукции, импорт облагался налогом в размере от 0,5 до 21% со средней ставкой 13%. Около 26 предприятий пользовались льготами по внешнеэкономической деятельности.
В 1994 г. 25,7 % экспортных поставок республики и 9% импортных поставок осуществлялись в порядке прямого товарообмена. Произошло дальнейшее уменьшение числа товаров, подлежащих лицензированию (до 34 наименований) и квотированию (до 7 наименований), по большинству товаров произошло выравнивание внутренних и мировых цен, что привело к снижению средней ставки налога на экспорт до 7%, причем экспортный налог уплачивался уже в тенге. Были отменены все льготы по налогообложению внешнеэкономической деятельности.
В 1993-1995 г. осуществляется существенная либерализация ВЭД, во внешней торговле утвердился принцип договорных цен, были подписаны соглашения о торгово – экономическом сотрудничестве со многими государствами, в том числе Соглашение о зоне свободной торговле государств – участников СНГ.
С 1995г. республика ежегодно имеет положительное сальдо торгового баланса (по данным таможенной статистики), при стабильном увеличении (за исключением 1998г.) экспортной составляющей внешнеторгового оборота республики (с 58% в 1995г. до 64,4% в 2000г).
Актуально о транспорте
Правила перевоза детей
При отправлении поездов со станций РЖД, ребенку в возрасте до 5 лет
, проезжающего с взрослым в поезде дальнего следования, если он не занимает отдельное место, оформляется безденежный проездной документ. Для провоза детей от 5 до 10 летдолжен приобретаться детский билет. При пассажире может ехать ...
Что называется остановочным путём автомобиля
Надежность тормозных систем и высокая тормозная динамичность автомобиля – важнейшие условия безопасности его движения. В предвидении возможности возникновения опасной дорожной обстановки водитель должен уметь оценивать минимальное расстояние, на котором он сможет остановить управляемый им автомобил ...
Расчет на допускаемые
контактные и изгибные напряжения
Выбор материала Выбираем сталь марки 45: термообработка – нормализация, твердость зубьев – Определение допускаемых контактных напряжений МПа циклов циклов циклов МПа Определение допускаемых изгибных напряжений МПа циклов циклов циклов (реверс) МПа ...