Рулевое устройство служит для изменения направления движения судна и безопасности его плавания при воздействии ветра, течения и волн, а также для маневрирования в узких фарватерах, портах и при расхождении судов в море.
Рулевая машина обеспечивает поворот руля в соответствии с сигналом с мостика.
К категории «подруливающих» устройств относят:
- выдвижные поворотные колонки представляют собой винт в насадке с механизмами подъема насадки и привода винта в специальную шахту;
- поворотные насадки являющиеся не только рулевым органом, но и частью движительного комплекса судна;
- активные рули для увеличения поворотливости судна при движении на малых скоростях;
- подруливающее устройство для улучшения управляемости судна при застопоренных главных двигателях или малых скоростях движения.
Рулевое устройство состоит из следующих основных элементов:
- пера руля или поворотной насадки, т.е. рулевого органа, непосредственно обеспечивающего управляемость судна;
- петель, крепящих перо руля к корпусу судна;
- баллера – вала для поворота руля (насадки);
- замка, соединяющего перо руля (насадку) с баллером;
- подшипников баллера, служащих его опорами;
- румпеля (или сектора), т.е. рычага, закрепленного на баллере руля (румпель входит в состав рулевой машины);
- рулевой машины-механизма, включающей комплекс передач и двигатель, которые обеспечивают создание момента на баллере руля (насадки) для его вращения;
- системы управления рулевой машиной (для связи поста управления судна с механизмом рулевой машины); система управления может быть простой, следящей и автоматической;
- аварийного и запасного рулевых приводов, используемых при выходе из строя основного рулевого привода;
- указатели положения руля – аксиометра, показывающего угол перекладки руля;
- ограничителя перекладки руля.
Рулевое устройство должно удовлетворять определенным требованиям:
- каждое судно должно иметь рулевое устройство;
- рулевое устройство или устройство с поворотной насадкой необходимо оборудовать двумя приводами: основным и запасным;
- если основной и запасной приводы или сдвоенный привод находятся в помещении, полностью или частично расположенном ниже самой высокой грузовой ватерлинии, то следует предусматривать аварийный привод (его располагают выше палубы переборок);
- при действии основного рулевого привода рулевое устройство (с рулем или насадкой) должно обеспечивать маневрирование судна с перекладкой полностью погруженного руля или насадки при максимальной скорости с 35° одного борта на 30° другого борта за время не более 28 с;
- при действии запасного рулевого привода рулевое устройство должно обеспечивать маневрирование судна с перекладкой руля с 20° одного борта на 20° другого борта при скорости переднего хода, равной половине максимальной скорости судна, но не менее 7 узлов, за время не более 60 с;
- запасной рулевой привод должен действовать на баллер рулевого органа по возможности независимо от основного привода;
- управление основным и запасным приводами следует производить из рулевой рубки при обеспечении для судоводителя необходимого обзора при всех возможных условиях эксплуатации судна;
- перекладку рулевого органа надо осуществлять в ту же сторону, в какую повернут штурвал или рукоятка;
- ограничители, установленные на рулевой машине, должны допускать перекладку руля на угол не менее ±35°, а ограничитель на румпеле – на 1,5° больше;
- рулевой орган следует располагать так, чтобы он не повреждался при ударе о грунт.
При выходе из строя одного из приводов переход на другой должен осуществляться автоматически в течение 45 с. при любой неполадке рулевой машины, когда требуется её переключение, включается аварийная звуковая и световая сигнализация на мостике. В зависимости от принятой схемы соединения рулевой машины с баллером различают приводы механические, электрические и гидравлические.
Рулевой привод (передача) – связующее звено между баллером и рулевой машиной, предназначенное для передачи усилий от рулевой машины к рулю и обеспечение его перекладки. Рулевые приводы подразделяют на секторные со штуртросовой проводкой, секторные с валиковой проводкой, секторно-зубчатые и гидравлические.
Основной рулевой привод должен действовать от источника энергии.
Если применяется ручной рулевой привод, то при указанных выше углах и времени перекладки усилие, затрачиваемое работающим на штурвале, не должно быть более 12 кгс (117,5 Н) на одного человека, а число оборотов штурвала при перекладке руля с борта на борт не должно превышать 25. Это условие ограничивает применение ручного рулевого привода в качестве основного.
Запасной рулевой привод не предусматривают на пассажирских судах, если их основной привод сдвоен и способен работать раздельно, обеспечивая перекладку руля за 28 с с 35° одного борта на 35° другого борта при максимальной скорости переднего хода.
Актуально о транспорте
Число цилиндров двигателя и их расположение
Как уже известно, в одноцилиндровом четырёхтактном двигателе коленчатый вал вращается неравномерно. В многоцилиндровом двигателе вращение коленчатого вала происходит равномернее, так как рабочие ходы в различных цилиндрах не совпадают друг с другом. Поэтому чем больше цилиндров имеет двигатель, тем ...
Пассажирские станции с тупиковыми приемоотправочными путями
новые станции с тупиковыми приемоотправочными путями не строят. Станции тупикового типа имеют ряд существенных недостатков: - сложности при обработке транзитных поездов, - перегружена горловина станции, так как через горловину выполняются прием и отправление поездов, подача и уборка поездного и ман ...
Схема технологического процесса СТО
При приемке автомобилей в СТО, приемщик расспрашивает клиента о характере неисправности и ее предпосылках. Автомобиль направляется на мойку, если же он чист, то непосредственно в зону приемки, где определяется характер неисправности и меры необходимого ремонта. По необходимости автомобиль направляе ...