От состояния ходовых частей зависит безопасность движения троллейбусов. Поэтому наблюдение за ними в процессе эксплуатации, своевременное техническое обслуживание и ремонт отличаются большой ответственностью и требуют постоянного влияния эксплуатационников.
Неисправности элементов переднего моста на линии можно обнаружить по ухудшению управляемости троллейбуса, появлению стуков, шумов, повышенного нагрева, течи масла, неравномерного или повышенного износа протекторов шин передних колес. Ухудшение управляемости (например, увод троллейбуса в сторону при движении) может быть следствием погнутости балки управляемого моста, заедания подшипников поворотных цапф, пониженного давления воздуха в шинах и другого. Появление стука или скрежета может сигнализировать о расстройстве креплений, утере деталей крепежа, нарушения регулировки, а также разрушения подшипников ступиц. Повышенный нагрев (до температуры, нетерпимой для руки) является следствием повышенного сопротивления движению из-за нарушения регулировки схождения колес, нормального износа, недостаточной смазки, тугой затяжки подшипников ступиц. Причиной вытекания смазки из ступицы колеса может быть чрезмерное количество смазки в ступице либо износ или повреждение сальника ступицы. Неравномерный или повышенный износ протекторов шин может свидетельствовать о нарушении регулировки схождения колес, подшипников ступиц, зазорах в шарнирах рулевых тяг, ослаблении крепления рычагов рулевой трапеции к поворотным кулакам.
Неисправности переднего моста связаны с тяжелыми условиями его работы, однако их преждевременное появление можен быть вызвано неотрегулированностью отдельных его параметров (схождение колес, затяжка подшипников ступиц и другое). Поэтому основными способами предупреждения этих неисправностей является своевременное техническое обслуживание и ремонт переднего моста и его деталей, которые заключаются в своевременном добавлении или замене смазки узлов трения, проверке креплений и целостности балки (отсутствие погнутости и трещин), своевременной регулировке затяжки подшипников ступиц. Погнутость балки управляемого моста обнаруживают контролем углов установки, достаточность смазки поворотных цапф − осмотром и проверкой усилий поворота управляемых колес, исправность подшипников ступиц определяют по легкости вращения, отсутствию биения колес и осевого люфта. Подшипники ступиц регулируют соответствующими гайками, которые вначале затягивают туго, а затем отпускают на четверть оборота с тем, чтобы обеспечить свободное вращение ступицы, стопорными винтами и шайбами. Систематически проверяют и при необходимости подтягивают все резьбовые соединения либо устанавливают утерянные детали крепежа.
Неисправности, возникающие вследствие нормального износа деталей переднего моста (шкворней, втулок, посадочных мест под подшипники и других) при естественных условиях работы и связанные с увеличением зазоров трущихся элементов, практически невозможно предупредить, а их устранением занимаются при проведении одного из видов ремонта (технического или капитального) путем восстановления номинальных размеров.
Таблица 1.1 – Неисправности переднего моста, их причины и способы устранения
Неисправность |
Причина неисправности |
Способ устранения | |
Неравномерный или повышенный износ протекторов шин передних колес |
Нарушение или неправильная регулировка схождения колес |
Проверить и при необходимости отрегулировать схождение колес | |
Неправильная регулировка подшипников ступиц колес |
Проверить и при необходимости отрегулировать затяжку подшипников ступиц колес | ||
Наличие осевого люфта в подшипниках ступиц колес |
Неправильная регулировка подшипников ступиц колес |
Проверить и при необходимости отрегулировать затяжку подшипников ступиц колес | |
Разрушение или износ подшипников ступиц |
Заменить подшипники | ||
Износ посадочных мест под подшипники в ступицах или на цапфах поворотных кулаков |
Демонтировать ступицы колес или поворотные кулаки и направить их в ремонт | ||
Разрушение подшипников ступиц колес |
Наличие осевого люфта в подшипниках ступиц колес |
Заменить подшипники, после чего отрегулировать их затяжку | |
Стук или скрежет при вращении передних колес |
Разрушение подшипников ступиц колес |
Заменить подшипники, после чего отрегулировать их затяжку | |
Вытекание смазки из ступицы колеса |
Чрезмерное количество смазки в ступице |
Проверить и при необходимости уменьшить количество смазки в ступице | |
Износ или повреждение сальника ступицы |
Заменить сальник | ||
Ощутимый осевой люфт ходового колеса Ощутимый осевой люфт ходового колеса |
Износ роликових подшипников на цапфе |
Расшплинтовать и поджать контргайку | |
Заменить подшипники | |||
Износ распорных втулок в бобышках поворотного кулака |
Заменить изношенные детали | ||
Износ опорного подшипника |
Поджать гайку шкворня | ||
Троллейбус плохо держит дорогу |
Износ шаровых пальцев рулевых тяг |
Подтянуть корончатую гайку | |
Заменить изношенные детали | |||
Износ подшипников двуплечего рычага |
Поджать гайку шкворня двуплечего рычага | ||
Поджать регулировочную гайку | |||
Неисправность |
Причина неисправности |
Способ устранения | |
Нагрев конических подшипников в ступице колеса |
Отсутствие смазки |
Нанести смазку (зимой − литол-24; летом − солидол) | |
Нагрев конических подшипников в ступице колеса |
Чрезмерно зажата контргайка на цапфе |
Открутить гайку на 1/3–1/4 оборота и добиться свободного вращения колеса | |
Преждевременный и неравномерный износ шин |
Износ прижима обода колеса |
Поджать гайки на ступице | |
Заменить изношенные детали |
Актуально о транспорте
Расчет валов на статическую прочность
При расчете валов на статическую прочность необходимо составить расчетную схему вала, определить неизвестные опорные реакции, построить эпюры изгибающих и крутящих моментов, найти опасные сечения и определить фактические напряжения, возникающие в опасных сечениях. Внешними нагрузками, действующими ...
Расчёт характеристик преобразователя
Расчёт внешней характеристики выпрямителя Udo = Udн/(1- 0,5Udн%/100) =3510 В, при Id=0; Udн = 3300 В, при Idн = 1500 А. Расчёт внешней характеристики инвертора Среднее значение напряжения инвертора при холостом ходе с заданным углом опережения бета Uио=2.34*U2и/Ки (33) Uио=2.34*3600,7/1,2 = 7021,4 ...
Основные требования техники безопасности при ремонте сцепления автомобиля
Движение автомобиля и работа двигателя в помещении гаража должны быть минимальными, так как отработавшие газы вредны для здоровья и могут при определенной концентрации вызвать отравление. При установке автомобиля на пост обслуживания или ремонта необходимо надежно затормозить его ручным тормозом ил ...