Варшавская и Монреальская конвенции (ст. 15) намеренно исключают из сферы своего действия отношения между отправителем и получателем как не вытекающие из договора перевозки. Конвенции специально предусматривают, что их положения, касающиеся права распоряжения грузом и его выдачи, не затрагивают отношений между отправителем и получателем, а также между третьими лицами, права которых производны либо от отправителя, либо от получателя.
Согласно ст. 33 Варшавской конвенции и ст. 27 Монреальской конвенции ничто в них не мешает перевозчику отказаться от заключения договора перевозки. В то же время внутренним российским (п. 2 ст. 789 и ст. 426 ГК РФ) и зарубежным внутренним законодательством транспортным организациям осуществление перевозок вменяется в обязанность. Национальное законодательство государств, как правило, признает договор перевозки транспортом общего пользования публичным. Так, в силу п. 1 ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Таким образом, например, у российских авиатранспортных предприятий на основании имеющихся лицензий на осуществление воздушных перевозок и эксплуатацию тех или иных международных авиалиний возникает не только право, но и обязанность осуществлять перевозки. Перевозчик вправе отказать пассажиру в продаже билета только при отсутствии свободных мест, по состоянию здоровья самого пассажира. При необоснованном уклонении перевозчика от вступления в договор пассажир или грузоотправитель на основании ст. 445 ГК вправе предъявлять требования о понуждении заключить договор и возмещении причиненных убытков. Поэтому, согласно ГК, перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, должен публиковаться. Отсутствие или неполнота таких публикаций не может влиять на указанные права пользователей услуг воздушного транспорта.
Роль соглашения сторон договора перевозки как источника их прав и обязанностей в силу императивного характера большинства предписаний международных конвенций и транспортного законодательства государств фактически серьезно ограничена. Поэтому широкое распространение на воздушном транспорте получило так называемое формулярное право, в силу которого договор перевозки, как правило, является договором присоединения. Тем не менее принцип свободы договора, закрепленный в большинстве правовых систем, включая и транспортное законодательство России (п. 2 ст. 784 ГК РФ), сохраняется и во многих случаях применяется в практике.
Договор международной воздушной перевозки признается заключенным после выполнения пассажиром одного из главных, существенных его условий - оформления билета на перевозку и оплаты услуг перевозчика, предоставляемых пассажиру по договору. Именно с этого момента между перевозчиком и пассажиром возникают правоотношения, которые прекращаются после выполнения перевозчиком обязательства по перевозке пассажира в пункт назначения при условии благополучного его завершения, т.е. без причинения вреда жизни и здоровью пассажира, без потерь и нанесения повреждений его багажу. Однако содержание договора международной воздушной перевозки не сводится только к оформлению билета.
Начнем с того, что характер отношений, которые он регулирует, достаточно сложен, хотя, на первый взгляд, очевидно, что они являются гражданско-правовыми. Однако для характеристики реальных отношений, охватываемых договором международной воздушной перевозки, важно урегулирование всей совокупности отношений, возникающих между пассажирами и перевозчиками по поводу международной воздушной перевозки.
Перемещая пассажира и его багаж на воздушном судне, зарегистрированном в своем государстве, на или через территории иностранных государств, национальный перевозчик выполняет миссию международного перевозчика, назначенного эксплуатировать установленные международные воздушные линии в строгом соответствии с условиями двусторонних соглашений о воздушном сообщении. Полученные национальным перевозчиком от государства коммерческие и иные права на выполнение международных авиаперевозок тесно связаны с его международной коммерческой деятельностью, которая воплощается в разных аспектах, но главным из них является оказание услуг по международной авиаперевозке широкому потребителю на возмездной основе путем заключения договора международной воздушной перевозки. В соответствии с этим договором перевозчик возлагает на себя по отношению к пассажиру транспортные обязательства по его перевозке из одной страны в другую. Территориальная сфера действия этих обязательств не ограничивается территорией страны национального перевозчика. Сама перевозка, а следовательно, ее объекты - пассажир, багаж или груз - подпадают под действие юрисдикций разных государств. Этот факт красноречиво свидетельствует, что предметом договора являются гражданско-правовые отношения, осложненные иностранным элементом, что сказывается на всем: на источниках договора, его содержании и практике применения.
Актуально о транспорте
Расчёт путевого развития в выставочном парке
Количество путей в выставочном парке определяем по формуле (4.26): mв=р+1 (4.26) Где Р – число подач до накопления поездов до весовой нормы, принимается 3. Количество вытяжных путей mвыт в сортировочном парке определяется по количеству сортировочных устройств и парков по формуле (4.27): mвыт=nг+nn ...
Приводы грузовых устройств
В судовых подъемно-транспортных механизмах (СПТМ) используются почти все виды современных приводов: ручной, паровой, электрический, электрогидравлический, дизель-гидравлический, гидравлический и пневматический. Ручной привод применяется для редко работающих механизмов малой мощности и как аварийный ...
Число цилиндров двигателя и их расположение
Как уже известно, в одноцилиндровом четырёхтактном двигателе коленчатый вал вращается неравномерно. В многоцилиндровом двигателе вращение коленчатого вала происходит равномернее, так как рабочие ходы в различных цилиндрах не совпадают друг с другом. Поэтому чем больше цилиндров имеет двигатель, тем ...